+7 (8452) 253-233

Защита от обрастания судна

Главная / Статьи / Защита от обрастания судна
Защита от обрастания судна

 

Защита от обрастания – как выбрать необрастающую краску, как красить, совместимость с иными красками, срок службы

Водоросли и моллюски, поселяющиеся на корпусе судна, не только неопрятно выглядят, но и снижают скорость и маневренность судна, увеличивают расход топлива, а в ряде случаев (к примеру, засорив водозаборные отверстия) могут вызвать перегрев двигателя и его серьезную поломку. Доказано также, что некоторые из «прилипал» в процессе жизнедеятельности выделяют разрушающие обшивку судна вещества. Ошибочно считать, что суда, эксплуатирующиеся в пресной воде, обрастанию не подвержены. Да, в холодной чистой воде (к примеру в Онеге или Ладоге) обрастание действительно незначительное, чего нельзя сказать о большинстве других, достаточно теплых, богатых микроорганизмами и растворенной органикой пресноводных водоемах. К примеру, на Волге в Средней полосе России незащищенный корпус обычно уже через две недели после спуска судна на воду покрывается зеленоватым налетом одноклеточных водорослей, еще через неделю начинается рост нитевидных зеленых водорослей, поселяются моллюски и колонии пресноводных губок. Скорость водоизмещающего судна, отягощенного таким «огородом», снижается на 20-40% к концу сезона, а скоростная лодка вообще может перестать выходить на глиссирование. Для борьбы с незваными поселенцами ничего лучше необрастающей краски до сих пор не придумано. Попробуем разобраться, какие необрастающие краски бывают, как их выбирать и как ими пользоваться.
Любая эффективная необрастающая краска представляет собой комбинацию из четырех основных ингредиентов, это:
  • Биоцид — смесь активных веществ (ядов), препятствующих биологическому обрастанию (существуют краски без биоцидов, к примеру, краски на базе силикона, но их эффективность существенно ниже);
  • Полимер — связующий компонент, создающий пленку, удерживающую компоненты краски на поверхности корпуса судна, от того, какой полимер используется, зависит тип необрастающей краски;
  • Растворитель — определяет такие свойства краски, как текучесть и скорость высыхания;
  • Пигмент – от него зависит цвет покрытия.
По типу используемого полимерного связующего, все необрастающие краски мощно разделить на два основных типа: эродирующие (их еще называют самополирующимися) и твердые.
Эродирующие необрастающие краски
Эродирующие краски способны медленно растворяться в воде. Постепенно смывая верхние слои такой краски, вода постоянно «освежает» необрастающее покрытие. В результате слой краски, обращенный к желающим поселиться на нем обрастателям, всегда содержит высокую концентрацию биоцидов, но, даже если какие-то особо настырные организмы все же сумеют на нем закрепиться, в ход вступит второй механизм действия краски – ее смываемость. Ослабленные действием биоцидов «захватчики» со временем будут унесены набегающим потоком воды вместе с микроскопическими чешуйками краски, к которым им удалось прикрепится. Благодаря этим двум параллельно действующим механизмам защиты (содержание биоцида + смываемость), эродирующие краски обладают лучшими защитными свойствами среди всех типов красок. Есть у них и два других важных преимущества:
  • Благодаря тому, что наружный слой эродирующих красок постоянно обновляется, такой тип красок можно наносить увеличенным количеством слоев, обеспечивая, таким образом, защиту сразу на несколько сезонов подряд (актуально для лодок, длительное время не поднимаемых из воды);
  • К концу сезона толщина слоя эродирующей краски существенно уменьшается, что снижает затраты труда при перекраске – нет необходимости периодически удалять старую краску с корпуса лодки, достаточно слегка зашкурить предыдущий слой краски, обезжирить/обеспылить поверхность с помощью таких средств как  «Super cleaner» или «Универсальный очиститель/обезжириватель «Мореман» и нанести свежую краску.

Эродирующие необрастающие краски представлены в нашем интернет-магазине следующими марками:  «Basic», «Mille NCT» ( «Hempel»), «Boatguard EU», «Cruiser Uno», «Micron Extra» ( «International»). Механизм действия у них одинаков, но есть некоторые различия в эффективности:

«Basic» — краска бюджетного уровня для акваторий, в которых обрастание незначительно (к примеру, северные реки, холодные озера, можно применять на Средней Волге, но тут возможно легкое обрастание);

«Boatguard EU» — эту краску также можно отнести к бюджетным, но по уровню защиты от обрастания она превосходит предыдущую, в пресной воде ее даже можно рекомендовать для защиты от обрастания средней степени (к примеру, Средняя Волга в жаркий сезон), в соленой воде эта краска хороша только для защиты от незначительного обрастания;

«Cruiser Uno» — занимает среднее положение в линейке обрастающих красок, хорошо защищает от обрастания средней степени как в пресной, так и в соленой воде, особенностью этой краски является возможность нанести ее одним-единственным слоем (все остальные краски обычно требуют 2-3 слоев) в расчете на один сезон, что значительно упрощает и ускоряет окраску (но мы рекомендуем все-таки нанести второй слой краски узкой полосой вдоль ватерлинии, в районе форштевня, руля, гребного винта, то есть, в зонах, где омывание слоя краски водой особенно интенсивно и есть риск преждевременного смывания);

«Mille NCT» — краска высшей категории защиты, используется для защиты в акваториях с интенсивным обрастанием (к примеру, Нижняя Волга, тропики), а также для защиты судов, длительное время стоящих у причала.

«Micron Extra» — формально краска также относится к той же высшей категории защиты, что и «Mille NCT», но фактически, по нашим многолетним наблюдениям, она все же заметно превосходит ее по способности противостоять обрастанию в самых жестких условиях.
При всех плюсах эродирующих необрастающих красок, есть у них и минусы. Один из механизмов их действия (смываемость) накладывает ограничение на их использование. Мягкие эродирующие краски нельзя использовать на скоростных глиссирующих лодках (и прочих судах, передвигающихся со скоростью более 30-40 км/ч) – скорость потока воды, омывающего днище таких лодок, столь высока, что эродирующая краска просто смоется с корпуса раньше времени. Также мягкий слой эродирующей краски будет легко повреждаться при подъеме лодки на трейлер. Для защиты от обрастания скоростных и трейлерных лодок  используют твердые необрастающие краски.
Твердые необрастающие краски
Как следует из названия, они не смываются водой, сохраняют твердость и остаются на корпусе лодки до конца навигации. Как же биоциды из нижележащих слоев твердой краски попадают на ее поверхность? Дело в том, что полимерное связующее таких красок обладает некоторой проницаемостью. Этой проницаемости достаточно, чтобы биоциды из нижних слоев краски могли постепенно мигрировать в наружный слой и эффективно бороться с водорослями и ракушками. Но в то же самое время твердые краски совершенно бесполезно наносить избыточным количеством слоев (больше 2-3) —  способность биоцидов мигрировать все-таки ограничена и в нижних слоях они будут просто заперты и в борьбе с обрастанием участия не примут.
Отдельная разновидность твердых необрастающих красок  - тефлоновые краски. В полимерное связующее таких красок добавлено большое количество тефлона – фторуглерода, отличающегося очень низким коэффициентом трения. Благодаря тефлону, такие краски обладают способностью снижать трение корпуса судна о воду, что на скоростных судах означает некоторую прибавку в скорости. Кроме того, обрастателям сложнее закрепиться на скользкой поверхности тефлоновых красок.
Пожалуй единственным минусом твердых необрастающих красок является необходимость периодического удаления их с корпуса лодки, в противном случае из-за наслоений краски в результате ежегодных перекрашиваний днище со временем будет напоминать старую оконную раму. Удалить краску можно механически с помощью наждачной бумаги (не забывайте, что образующаяся пыль ядовита!) или же с помощью шпателя, предварительно размягчив краску специальной смывкой —  »Paint Stripper»   ( «Hempel») или «Interstrip» ( «International»).

Твердые краски представлены в нашем ассортименте следующими марками:

«Hard Racing TecCel» — краска для защиты в условиях умеренного и среднего обрастания;

«Ultra EU»  - краска, известная ранее как «Interspeed Ultra», — самая универсальная и сильнодействующая твердая краска, используется для защиты от обрастания в любых условиях – от умеренного до самого жесткого обрастания.

«VC-17M» — тонкопленочная тефлоновая краска, отличный выбор для гоночных судов, после высыхания образует очень тонкую, не требующую шлифовки, пленку, минимизируя, таким образом, вероятность образования потеков и прочих шероховатостей, по уровню защиты от обрастания краска может быть рекомендована для защиты активно двигающихся судов в зонах с интенсивностью обрастания от умеренного до среднего, на мало двигающихся судах возможно легкое обрастание, которое, впрочем, легко удаляется со скользкого слоя краски губкой или щеткой;

«VC-17 Extra» — такие же свойства, что у «VC-17M», но лучшая способность противостоять обрастанию благодаря новой формуле биоцидов;

«VC Offshore» — эта тефлоновая краска образует чуть более толстую пленку, чем краски «VC-17», но зато лучше противостоит обрастанию, используется на гоночных судах, требующих от необрастающей краски не только низкого коэффициента трения, но и надежной и длительной защиты от обрастания.
В двух словах
Подведем краткий итог! При выборе необрастающей краски следует учитывать в первую очередь скорость судна и характер его эксплуатации. Если скорость ниже 30-40 км/ч и лодка не поднимается часто на трейлер – имеет смысл использовать мягкую эродирующую необрастающую краску, подобранную в соответствии с ожидаемой интенсивностью обрастания в районе эксплуатации судна. Если же скорость больше и/или предполагается частый подъем на берег (или базирование в приливно-отливной зоне и частой осушкой), то лучше предпочесть твердую краску. Если судно гоночное – то твердую-тефлоновую. Такой алгоритм выбора справедлив для лодок с корпусами из любых материалов (стеклопластик, сталь, дерево) – любых, но не алюминиевых!
Необрастающие краски для алюминиевых судов
Внимание, обычные необрастающие краски непригодны для алюминиевых судов! Дело в том, что порошок металлической меди (медная пудра) или оксид меди, входящие в состав почти всех необрастающих красок (есть краски без меди, но они уступают в эффективности), образуют с алюминием гальваническую пару, в которой алюминий корпуса судна по отношению к меди становится анодом, то есть начинает разрушаться. Да, именно так — краски с медью вызывают ускоренную коррозию алюминиевых судов! Поэтому, если у вас алюминиевая лодка, то все, изложенное выше, для вас не имеет значения! Вы просто идете в магазин и попросту спрашиваете необрастающую краску для алюминиевых судов. Медь в такие краски добавляется в виде особого соединения (тиоцианата меди), гальваническая активность которого по  отношению к алюминию очень невелика, но, тем не менее, она есть, именно поэтому все алюминиевые корпуса перед нанесением необрастающих красок должны быть надежно загрунтованы. Подчеркиваем: мало выбрать правильную необрастающую краску для алюминия, надо еще хорошо изолировать корпус от воды, предотвратив, таким образом, перенос электронов и возможность образования даже слабой гальванопары! Для грунтовки алюминия можно использовать эпоксидный грунт «>Interprotect» или мягкий виниловый грунт «Primocon».
Источник: Moreman

22.02.2017, 1087 просмотров.